Строительство в Якутии – это вызов, который требует не только профессионализма, но и настоящей стойкости духа.
Республика – уникальный регион, где природа сочетает в себе невероятную красоту и суровые условия. Экстремально низкие температуры, вечная мерзлота, сложная логистика и удаленность от крупных инфраструктурных центров делают строительство здесь настоящим испытанием.
Руководитель проекта Александр Чалов поделился со Строительной газетой трудностями, с которыми сталкиваются строители и успешно решает команда DBC Construction в рамках реализации:
Одной из ключевых проблем строительства в Якутии является сложная логистика.
Отсутствие мостов через р. Лена значительно усложняет транспортировку материалов и техники. Климатические условия делают круглогодичные поставки практически невозможными. Основополагающим фактором является доступность переправ. Весной, во время ледохода, переправа через реку невозможна. В осенний период недостаточно дождаться замерзания реки, необходимо убедиться, что лед достиг достаточной толщины, которая позволит пропустить транспортные средства, перевозящие грузы и технику, в том числе тяжеловесную: бульдозеры, экскаваторы. Эти ограничения существенно замедляют темпы строительства и требуют тщательного планирования работ.
Еще одна серьезная трудность – вечная мерзлота, покрывающая большую часть региона.
Снежный покров, высокая влажность грунта и, особенно, уровень стояния грунтовых вод оказывают отепляющее воздействие на промерзающие слои почвы. Подземные конструкции – каналы и траншеи – закладываются ниже верхней границы многолетнемерзлых пород (ММП). В Центральной Якутии устойчивое промерзание грунта начинается через 5-20 дней после установления отрицательных температур воздуха. Максимальное промерзание, когда сезонный слой оттаивания смыкается с вечной мерзлотой, наступает через 2,5-3 месяца. Таким образом, учитывая тесную связь температуры грунта от температуры воздуха, для начала земляных работ необходимо, чтобы температура грунта достигла устоявшегося значения -25°C
Строительство в условиях вечной мерзлоты требует специальных мер, характерных только для таких регионов: например, при вскрытии линз надмерзлотных вод обязательно необходимо предусмотреть дренажные работы. Дополнительные сложности возникают из-за работы при экстремально низких температурах, которые могут достигать -35°C: такие задачи, как обратная засыпка траншей, должны быть завершены в течение зимнего периода, что требует высокой организованности и точности в планировании исполнителя.
Профессионализм команды, управляющей строительным проектом, в таких условиях становится одним из ключевых факторов, обеспечивающих соблюдение сроков, контроль бюджета и высокий уровень реализации проектных решений.