Андрей Гулак:
В текущей ситуации мы видим отсутствие практически обусловленной, то есть привязанной к необходимым и достаточным для выполнения определенного функционала знаниям, дифференциации в строительном образовании.
Сейчас каждый работник отрасли от прораба до инженера-конструктора проходит обучение в высшем учебном заведении на специальности промышленно-гражданского строительства, по одинаковой программе в течение 5-6 лет. Но многие строительные специальности не требуют углублённого изучения теоретических предметов, к примеру, философии или политологии, которые являются важной частью университетской программы. Специалистам ПТО или стройконтроля может быть достаточно знаний, полученных в техникуме за 3 года.
Во многом ценность высшего образования сформирована менталитетом и завышенными требованиями работодателей, которые предпочитают нанимать сотрудников с его наличием, что снижает значимость дипломов техникумов, причем на это тратится не только лишнее время потенциальных кандидатов, но и государственные средства.
Требования к специалистам, контролирующим качество строительства, ещё больше ограничивают доступ выпускников техникумов к работе. Работодатели ищут кандидатов, состоящих в Национальном реестре специалистов, что делает получение высшего образования необходимым условием для начала карьеры.
Решением я вижу следующие шаги:
-
Дифференциация образования: среднетехническое, бакалавриат, магистратура с обязательным включением государства в вопросы повышения престижа первого.
-
Важно также обеспечить возможность наращивать уровень образования без необходимости каждый раз поступать на первый курс. Если условный прораб проработал несколько лет на стройке, получил опыт и готов развиваться дальше – нужно дать ему возможность за 2 года повысить свою квалификацию. Людей пугает, что полученное среднетехническое образование не позволит им полноценно развиваться в профессии.
-
Предоставление возможности выпускникам техникумов вступать в Национальный реестр специалистов за счет снижения критериев вступления. И, хотя эти экзамены носят практический характер, непонятно, почему бы не обучать нормативному регулированию, правилам составления исполнительной документации в техникуме или ВУЗе. При этом отмечу, что экзамены для вступления в Национальный реестр специалистов полезно сдавать тем, кто давно получил образование и что-то позабылось, а не только вышедшим из учебного заведения со свежими знаниями. Таким образом, устранение искусственных и нерациональных ограничений позволит отрасли получить кадры, способные эффективно выполнять свои обязанности и сэкономит бюджетные средства.